Вернуться к обычному виду


Зарегистрироваться

/bitrix/rk.php?id=14&site_id=co&event1=banner&event2=click&event3=1+%2F+%5B14%5D+%5B100x100_ONE%5D+%C8%ED%ED%EE%E2%E0%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5+%F0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%E5+%EF%F0%EE%EC%FB%F8%EB%E5%ED%ED%EE%F1%F2%E8+%E8+%E5%E3%EE+%E7%E0%EA%EE%ED%EE%E4%E0%F2%E5%EB%FC%ED%EE%E5+%EE%E1%E5%F1%EF%E5%F7%E5%ED%E8%E5+%28%ED%E5%E7%E0%F0%E5%E3%E8%F1%F2%F0%E8%F0%EE%E2%E0%ED%ED%FB%E5+%EF%EE%EB%FC%E7%EE%E2%E0%F2%E5%EB%E8%29&goto=%2Fextranet%2Fauth.php%3Fregister%3Dyes

История

 

Предыстория (1994-1998) 

В июне 1994 года в Комитете по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (председатель - В.Н.Подопригора) был создан экспертный совет. В состав экспертного совета вошло порядка 60 экспертов из институтов РАН, а также органов государственной власти, отраслевых институтов, независимых общественных и коммерческих организаций. Печатный орган экспертного совета - аналитический альманах "Россия и мир: политические реалии и перспективы" начал регулярно издаваться с апреля 1995 года. Члены редколлегии: В.М.Лупандин, С.В.Попов, Е.П.Смирнов (главный редактор). Предлагаем познакомиться с содержанием альманаха, изданного в 1998 году. Он включает избранные материалы предыдущих выпусков.

    
В 1996 году Экспертный совет был преобразован в Независимый экспертный совет по стратегическому анализу проблем внешней и внутренней политики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 
Основным направлением деятельности совета стал методологический анализ наиболее актуальных проблем, стоящих перед Россией, в частности в области политики, стратегии развития и управления государством, национальной безопасности и международных отношений, экономики и финансов, экологии, образования и других областях. Материалы, подготовленные экспертным советом, рассылались членам Совета Федерации, а также в Государственную Думу, Администрацию Президента РФ, министерства и ведомства и регулярно получали высокую оценку со стороны руководителей и специалистов этих органов, в том числе МИД, СВР, ФСБ, МЧС и др. Отличительная особенность деятельности совета, благодаря которой, он стал  уникальным в своей области, состояла в том, что его в состав вошел  актив ведущих методологических школ России, в частности, Международной методологической ассоциации (ММАСС), а также в тщательном подборе экспертов по реальному творческому потенциалу, а не статусу или другим признакам.

1996-1997

В 1996-1997 годах на базе экспертного совета в здании бывшего Парламентского центра, в затем Аппарата Совета Федерации на Цветном бульваре была организована работа Факультета социальной инженерии ММАСС под руководством президента ММАСС С.В.Попова, в котором прошло обучение несколько десятков слушателей.

В программу обучения общим объемом 510 часов входили следующие дисциплины: 
Методологическая организация
Принципы социальной инженерии
Теория деятельности
Схемы и организации
Инженерия схем
Методология общественных дисциплин
Политическая (государственная) инженерия
Финансовая инженерия 
Социальное проектирование 
Культурология

 
В 1997 году после завершения работы факультета на той же организационной базе в здании Совета Федерации на ул. Б.Дмитровка в течение года работал методологический семинар по теме "Методология общественных дисциплин".

Фотоальбом с семинара "Методология общественных дисциплин"

В период работы экспертного совета были проведены десятки заседаний по наиболее актуальным вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации. Одной из наиболее запоминающихся дискуссий о будущем развитии России был круглый стол в Совете Федерации с участием известного итальянского публициста Джульетто Кьезы в связи с выходом его книги "Прощай Россия". Стенограмма заседания от 12.11.1997г. с участием Дж.Кьеза

Джульетто Кьеза

  Спустя одиннадцать лет в Совете Федерации вновь состоялась встреча с автором книги, но уже как с членом Европарламента. 


Формирование и начальный период деятельности парка  (1999-2009)

Как результат участия в работе Факультета социальной инженерии ММАСС и семинара по методологии общественных дисциплин, с одной стороны, и предыдущей многолетней работе в сфере высоких технологий и образования, с другой, у нас сформировалась концепция инновационной организации нового типа - социально-инженерного парка. 
Основные положения концепции были опубликованы в конце 1998 года на сайте парка www.futurerussia.ru и в журнале Совета Федерации "Политика" №4(32) 1999 г.

 

В начальный состав Социально-инженерного парка "Будущая Россия", который был оформлен как консорциум организаций разного типа вошли:
•Независимый экспертный совет по стратегическому анализу проблем внешней и внутренней политики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (в настоящее время «Экспертный совет по проблемам инновационной политики и развития человеческого потенциала при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации),
•Международная методологическая ассоциация,
•Российский научно-исследовательский институт искусственного интеллекта,
•Институт физико-технической информатики,
•Инженерный центр «Геомир»,
•Международный научно-технологический парк "Технопарк в Москворечье",
•Клуб региональных инвесторов,
•Национальная академия интеллектуальных и социальных технологий,
•Московский клуб "Золотой резерв России. Кадры нового поколения",
•Проект ИНТЭКОМ - интегрально-экологическая медицина,
•Ассоциация лингвистических и коммуникативных технологий,
•Научно-технический центр "ТЭРОС-М",
•ООО «Оценка крупных предприятий» и др.
диплом
Официальным государственным признанием парка стало включение решением № 6 от 25 апреля 2000 г. заседания Совета Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 гг. "социально-инженерного парка «Будущая Россия» в состав субъектов инфраструктуры Программы".
В 2002 году Социально-инженерный парк "Будущая Россия" был отмечен дипломом II Международного салона инноваций и инвестиций "за разработку концепции и создание инновационной организации нового типа - социально-инженерного парка", а его участники - медалями и дипломами за инновационные разработки.

В конце 1998 года в начальный период финансового кризиса была предложена концепция "Региональных финансовых систем" (С.В.Попов) и в рамках деятельности парка на базе Клуба региональных инвесторов и Международной методологической ассоциации был проведен соответствующий тематический семинар с участием представителей финансовых служб региональных Администраций. 


С 1996 года Российским НИИ искусственного интеллекта и Независимым экспертным советом по стратегическому анализу проблем внешней и внутренней политики при Совете Федерации (с 1999 года - Экспертный совет по проблемам инновационной политики и развития человеческого потенциала при Совете Федерации) - участниками парка - ведется активная работа по созданию компьютерных моделей экономики отраслей, регионов и государств на базе новых информационных технологий, не имеющих аналогов в мире. Были созданы компьютерные модели бюджета РФ, экономики Томской области, Ивановской области, промышленности Москвы, экономики Казахстана, Республики Беларусь, Болгарии, а также ряд отраслевых моделей для Министерства обороны РФ, Счётной Палаты РФ, компаний энергетического сектора.
В качестве примера приведена презентация компьютерной модели экономики Томской области.

презентация компьютерной модели экономики Томской области

В 2001 году Социально-инженерный парк "Будущая Россия" совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при поддержке Европейской комиссии и Британского Совета провели 
  крупную международную конференцию "Информационное общество и интеллектуальные технологии XXI века", в которой приняли участие представители более 40 российских регионов и 8 зарубежных стран, ведущие российские  ученые, эксперты и предприниматели.   


Пленарное заседание конференции в Президент-отеле.

Особый интерес участников конференции вызвало выступление выдающегося российского философа, логика и методолога А.А.Зиновьева 


 

Молодежная программа "Фабрика инноваций"
В 2003 году в рамках деятельности социально-инженерного парка после публикации статьи "Станет ли Россия высокотехнологичной страной?", в которой была поднята проблема кадрового обеспечения организации инновационной деятельности, нами была инициирована конкурсная программа "Фабрика инноваций", основной целью которой был отбор и подготовка молодых организаторов инновационной деятельности в области высоких технологий, науки и образования. В состав Наблюдательного совета программы вошли несколько вице-президентов РАН, председатели и заместители председателей Комитетов Совета Федерации, члены Совета Федерации, представители науки и бизнеса.
  Конкурсная программа осуществлялась на постоянной основе  с мая 2003 года и включала два конкурса:
•Конкурс “Молодой организатор в области науки, образования и высоких технологий”
•Конкурс молодежных инновационных проектов
Подведение итогов молодежной конкурсной программы "Фабрика инноваций" проводилось ежегодно в период проведения Московского международного салона инноваций и инвестиций. Подробнее о целях конкурсной программы  -  в интервью руководителя Оргкомитета конкурсной программы Е.Смирнова "Фабрика интеллектуального спецназа" журналу "Эксперт-Урал" №4 (131) от 2 февраля 2004 года и в статье Н.Беляева "Геополитическая конкуренция в гуманитарной инфраструктуре в журнале "Евразия" №23 за 2004г.



Победители конкурса 2004 года




 Руководитель оргкомитета молодёжной конкурсной программы "Фабрика инноваций" Евгений Смирнов вручает медали и грамоты победителям конкурса. Москва. ВВЦ. "Международный салон инноваций и инвестиций"

Программа инновационного развития регионов "Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России"  
В июне 2004 года в рамках Экспертного совета по проблемам инновационной политики при Совете Федерации была сформирована проблемная рабочая группа по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов.
Начальная направленность деятельности рабочей группы - инструментальная, т.е. она ориентирована в первую очередь на разработку и экспериментальную проверку методологии и конкретных технологий прогнозирования и стратегического планирования.
Цели деятельности рабочей группы:
- Создание на основе лучших, в первую очередь отечественных разработок необходимого инструментария, а также формирование организационной структуры, которая это инструментарий будет развивать. На более позднем этапе работы группы была поставлена задача создания и отработки новой методологии и инструментальной среды, которая позволила бы кардинально повысить эффективность технологии прогнозирования, стратегического планирования и принятия решений в социально-экономической и научно-технической сферах.
- Оказание методической помощи исполнительной и законодательной власти регионов в выборе методологии и инструментария для решения задач прогнозирования и стратегического планирования.
Для того, чтобы реализовать указанные цели определен формат деятельности рабочей группы, при котором она бы осуществляла:
- координацию разработки новой методологии и инструментальной среды на основе наиболее современных и перспективных технологий,
- согласование с регионами возможности проведения пилотных проектов для отработки технологии,
- обратную связь с регионами с целью анализа их практического опыта и совершенствования предложенной методологии и инструментальной среды,
- оказание методической помощи регионам в выборе необходимого инструментария для решения задач прогнозирования и стратегического планирования.

Научно-методической основой для создания инструментария для прогнозирования и стратегического планирования экономического развития российских регионов являлись разработки организаций – участников социально-инженерного парка «Будущая Россия»: Российского НИИ искусственного интеллекта (технология компьютерного моделирования нового поколения), Международной методологической ассоциации (социальная инженерия), Ивановского энергетического университета (Региональная информационно-аналитическая система - РИАС).

20 января 2005 года в Совете Федерации состоялось заседание Рабочей группы, на котором прошло обсуждение "Концепции, технологии и инструментов формирования управленческих решений в социально-
экономической сфере субъектов Российской Федерации". Одобренная концепция была направлена руководителям законодательной и исполнительной власти всех субъектов Российской Федерации.

В период 1994-1996 г. в состав рабочей группы вошли представители федеральных органов власти: Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, Федерального агентства по информационным технологиям, Федерального агентства по науке и инновациям, Федерального службы по тарифам, Федеральной службы по оборонному заказу, а также представители исполнительных и законодательных органов власти субъектов Российской Федерации (около 50), в частности:

Москва
Московская область
Ленинградская область
Краснодарский край
Красноярский край
Ставропольский край
Хабаровский край
Республика Башкортастан
Республика Ингушетия
Республика Карелия
Республика Коми Республика Марий Эл Республика Саха (Якутия)
Республика Татарстан Удмуртская республика
Чувашская республика

Архангельская область
Белгородская область
Брянская область
Вологодская область
Ивановская область
Иркутская область
Калининградская область
Калужская область
Кировская область Костромская область Курганская область
Липецкая область
Мурманская область
Нижегородская область
Новосибирская область
Омская область
Оренбургская область
Орловская область
Пермская область
Ростовская область
Рязанская область
Самарская область
Саратовская область
Свердловская область
Смоленская область
Тверская область
Тульская область
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ


В процессе анализа результатов деятельности Рабочей группы был сделан вывод о необходимости перехода от разработки частной задачи прогнозирования и стратегического планирования соционально-экономического развития регионов к разработке целостной стратегии регионального развития, в которой конкурентоспособность является ключевой стратегической целью страны и её регионов.
Такой подход было предложено реализовать в рамках инновационного пилотного проекта «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России».

17 ноября 2005 года в Совете Федерации состоялось совместное совещание Рабочей группы по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономического развития российских регионов и представителей органов исполнительной и законодательной
власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации пилотного проекта «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России».

Совещание, в котором приняли участие представители органов исполнительной и законодательной власти более 30 субъектов РФ, а также Администрации Президента РФ, Совета Федерации, Счетной палаты РФ, федеральных министерств и ведомств, ассоциаций экономического сотрудничества субъектов РФ, Российской Академии Наук, ТПП РФ, Академии народного хозяйства РФ, Совета по изучению производительных сил, независимые эксперты, представители деловых кругов и средств массовой информации, рассмотрев вопросы организации пилотного проекта «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России» поддержало цели, концепцию и стратегию развертывания пилотного проекта.



Презентация проекта "Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России"

Одной из основных целей проекта является поиск уникальных ресурсов развития для регионов и на этой основе формирование и реализация проектов в общественно-политической, экономической, технологической и других сферах, ведущих к повышению конкурентоспособности регионов в контексте решения проблемы повышения конкурентоспособности страны.
В регионах проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России» должен разворачиваться по следующим направлениям:
•конкурентоспособность региональной власти внедрение эффективных механизмов административного управления и модернизация властных структур, формирование базовых мобилизационных идей для территории
•общество и человеческий потенциал региона инициирование процессов самоорганизации общества в регионе, развитие человеческого потенциала, разработка стратегии обеспечения экономической и социальной привлекательности региона, повышение уровня жизни путем реформирования социальной сферы, образования и здравоохранения
•бизнес и системы организации хозяйства в регионе выявление специализированных (максимально конкурентоспособных) областей бизнеса и сфер инновационного развития, проведение политики по
продвижению данного бизнеса в другие регионы и на международный рынок, а также включению региональных бизнес-структур в реализацию приоритетных национальных проектов.
Помимо поиска новых возможностей и выработки стратегии развития для территорий, решается задача формирования механизма координации между региональными администрациями и федеральными органами
государственной власти при реализации значимых проектов развития регионов России.

В своем Решении совещание рекомендовало органам исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, научной 
общественности и деловым кругам активно поддержать усилия Рабочей группы по развертыванию проекта.

25 ноября 2005 Концепция реализации проекта получила поддержку Парламентских слушаний в Совете Федерации «О законодательном обеспечении формирования и развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации».

 
По итогам слушаний приняты рекомендации федеральным органам исполнительной и судебной власти, законодательным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-экспертному и профессиональному сообществу, предпринимательским и отраслевым союзам и ассоциациям «принять активное участие в развертывании экспериментальной площадки на базе пилотного проекта "Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России" с целью комплексной отработки механизмов повышения конкурентоспособности регионов (включая муниципальный уровень), развития межрегиональных и международных связей в этой области, создания общего информационного пространства, инструментов оценки и прогнозирования конкурентоспособности".

Министерством регионального развития Российской Федерации при участии Рабочей группы пилотный проект в декабре 2005 года был оформлен в виде Ведомственной целевой программы (ВЦП). В январе 2006 года Председателем Совета Федерации Федерального Собрания С.М.Мироновым концепция проекта с просьбой о финансировании ВЦП ""Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности
России"была направлена Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову.

Пилотный проект прошел широкую апробацию и получил поддержку научной и экспертной общественности, в частности
- на Международной конференции «Конкурентоспособность Российской Экономики» в ТПП РФ 29 ноября 2005 года ,
- на втором заседании Тюменского делового клуба 8 декабря 2005 года,
- на медиа-слушаниях, прошедших в «РИА Новости» 9 февраля 2006 года

- на Российском интернет-форуме (РИФ-2006) 24 марта 2006 года
- на научно-практической конференции «Ситуационные центры: модели, технологии, опыт практической реализации» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ 18-19 апреля 2006 года,
- в аппарате Ассамблеи европейских регионов в Страсбурге в апреле 2006 года,
- на VIII Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах» 24-28 июня 2006г.,
- на Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных
национальных проектов и программ» 31 мая – 1 июня 2007 года,
- на IX Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», Самара, 22-28 июня 2007 г. 
 
- на "круглом столе" Совета Федерации Федерального Собрания РФ "Конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках: проблемы, пути решения, меры государственной поддержки в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию", 3 июля 2007 года, 
- на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Социальные модели регионов России и инновационный фактор их устойчивого развития», 6 июля, 2007 года, 
- на «Российском научном экономическом собрании «Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации», МГУ, 19 октября, 2007 года.,
- на Научно-практической конференции «Ситуационные центры и современные информационно-аналитические технологии поддержки принятия решений» 7-9 апреля 2008 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ,
- на X Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», Самара, июнь, 2008 г. и других представительных форумах.